Меню сайта
 

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
 

ПРАЗДНИКИ РОССИИ
Праздники России
 

ПРАВА РЕБЕНКА
 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
 

Артикуляционная гимнастика в домашних условиях

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.  Одно из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков. Однако выполнение этой  задачи связано с определенными трудностями. Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов за взрослыми: правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет.

Это временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого слуха и артикуляционного аппарата. При нормальных условиях, когда дома осуществляются мероприятия по укреплению здоровья детей, когда  взрослые, разговаривая с малышом, не употребляют "лепетных” слов, а   дают ему правильные образцы речи и проводят систематическую работу по формированию правильного произношения, физиологические нарушения исчезают. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, так как они могут    прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

В норме овладение звуковым строем родного языка заканчивается у детей к 4-5 годам. Чаще вызывают затруднения у детей свистящие ([с], [с´], [з] [,з´], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [щ], [ч], [ц]) и сонорные звуки ([л], [л´], [р], [р´]).

Искаженное произношение приносит ребенку немало огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Ребенку нужна помощь взрослого.   В одних случаях требуется специальная логопедическая работа, в других – достаточно после консультации логопеда занятий ребенка с родителями. Это зависит от степени выраженности дефекта произношения, причин, а также от индивидуальных особенностей ребенка.

На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые е детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

В начале работы может быть напряженность движений речевых органов: языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.

 

 

 

Сказка о Веселом Язычке

Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Это домик-рот.

Проснулся Язычок рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо. (При открытом рте движения языка направо - налево). Вниз посмотрел: нет ли луж? (движение  языка вниз). Вверх посмотрел: светит ли солнышко? (движение языка вверх). Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор. Вот такой (улыбнуться, с напряжением, обнажив сомкнутые губы). Посмотрел он вокруг. Увидел Язычок, как кошка (губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы) ловит мышку за хвостик (губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка). Вернулся Язычок домой, посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

При отборе материала логопед соблюдает последовательность, идет от простых упражнений к более сложным.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.

После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата).


                                                                                 


Учитель-длгопед ГБДОУ № 14

ЭСКИНА Анна Семёновна


Вход на сайт


ВЫБОРЫ 2018


ДРУЗЬЯ САЙТА


КАДРОВЫЕТЕХНОЛОГИИ


ДРУЗЬЯ САЙТА


Наш Петербург


ГОСУСЛУГИ