Меню сайта
 

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
 

ПРАЗДНИКИ РОССИИ
Праздники России
 

ПРАВА РЕБЕНКА
 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
 

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКА

Рекомендации воспитателя Стрелковой Ю.А.


Мелкая моторика  (по утверждению М. М. Кольцовой)  - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук  является  использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В давние  времена люди росли без различных развивающих методик. Все просто: бытовых  занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сегодня они незаслуженно забыты.  Кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины. Все  домашние дела делались руками.

                                 

 Способы развития мелкой моторики рук.

 

1.     Массаж кистей и пальцев

2.     Игры с мелкими предметами

3.     Пальчиковые игры

4.     Лепка


Существует множество доказательств, что мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать и разжимать пальчики руки, осваивает  песенки – потешки  «Сорока - белобока» и «Коза -  рогатая». В дальнейшем тренируют руку  и  кубики, и сбор пирамидки или матрешки,  и игра в машинки или причесывание куклы. Дети постарше с удовольствием рисуют (есть специальные «пальчиковые» краски для самых маленьких), лепят из теста или пластилина, собирают конструкторы. Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики.  Детям предлагается плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки.

Таким образом, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Очень увлекательны забавы,  в которых есть рифмованные стихотворения. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.


Приемы развития мелкой моторики рук.

1.     Массаж  кистей и пальцев рук. (Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти).

2.     Ежедневные пальчиковые игры (со стихами, скороговорками).

3.     Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)  

4.     Пальчиковый театр.

5.     Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам,  закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, (упражнения выполняются только простым карандашом).

6.     Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

7.     Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

8.     Выкладывание фигур из счетных палочек

9.     Игры с предметами домашнего обихода.

 

Задания для детей  3 - 4 лет:

1.  Пальчик с носиком здороваются. 
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. 
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

2.  Уложи монеты в коробку.
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой

 на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. 
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

3.  Нарисуй пальцами кружочки.
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

4.  Давай поздороваемся  (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). 
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

 

Задания для детей 4 – 5 лет.

1 блок.

Ø «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

Ø  «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

Ø «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

Ø «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

 Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок  можно помогать  ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.


2 блок.


    Упражнения на дорисовывание

Ø Дорисуй прямую линию;

Ø Дорисуй волнистую линию;

Ø Дорисуй ломаную линию (заборчик).


3 блок.


Работа с бумагой:

§  Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

§  Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

  

4 блок.


  Упражнения на координацию движений.

·              «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;

·                Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);

·                Катание шарика.

 

Занятия для детей 5 -7 лет:


Ø катать по очереди каждым пальцем камешки,  мелкие бусинки,  шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;

Ø разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

 

Ø сжимать и разжимать кулачки  «бутончик проснулся  и  открылся, а вечером   заснул и закрылся»,  делать кулачки «мягкими» и «твердыми»,  барабанить всеми пальцами обеих рук по столу,  махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку; 

Ø нанизывать крупные пуговицы,  шарики,  бусинки на нитку;

Ø  завязывать узелки  на  шнурке,  веревке;

Ø  застегивать (расстёгивать) пуговицы;

Ø  играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

 

Ø выкладывать из палочек  узоры по образцу и по желанию;

 

Ø  мять руками  поролоновые  шарики, губки;

 

Ø  рисовать,  раскрашивать,  штриховать,  обводить по точкам,  выполнять графические задания в тетрадях;

 

Ø  резать  (вырезать)  ножницами;

 

Ø  плести из бумаги  коврики, корзинки, косички;

 

Ø выполнять аппликации.



Вход на сайт


ВЫБОРЫ 2018


ДРУЗЬЯ САЙТА


КАДРОВЫЕТЕХНОЛОГИИ


ДРУЗЬЯ САЙТА


Наш Петербург


ГОСУСЛУГИ