Меню сайта
 

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
 

ПРАЗДНИКИ РОССИИ
Праздники России
 

ПРАВА РЕБЕНКА
 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
 

 ЗНАЧЕНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Рекомендации воспитателя Низовой Н.В.

     Значение слухового  восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения, коммуникативных способностей.  Развитие слухового внимания  и восприятия – одна из главных задач, которая помогает предупредить нарушения письма и чтения, что необходимо для дальнейшего полноценного обучения и общения с окружающими.                                                                                                                                                                             

Для социальной успешности детей важно, чтобы они учились быть хорошими слушателями. В дошкольном возрасте большое значение приобретают приятели по игре. У ребенка, умеющего внимательно слушать своих друзей  больше шансов наладить отношения со сверстниками и быть желанным партнером по игре.
     Так же важно быть хорошим слушателем, чтобы общаться с взрослыми. Ребенок должен научиться усваивать пожелания и распоряжения родителей, воспитателей и учителей.  

    С самого рождения ребенка окружает множество звуков, но они воспринимаются им неосознанно, порой он просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.  Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.                                                                                  Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека, поскольку без нее невозможно освоение речи. Слуховое внимание, восприятие и память нужно целенаправленно развивать. Лучше всего делать это в игре. Вот некоторые игры  и упражнения:      

Игра «Чудо звуки». Привлекать внимание детей слышать, как стучит (идет, капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет, поют птицы, журчит ручей. Можно  использовать доступные для детского восприятия окружающие звуки: сигналы машин, голоса животных, музыкальные звуки и др.        На прогулках или  во время игр, малыши слушают о чем "говорит" улица, комната, лес, парк, музыкальная шкатулка. Например:                                   

Игра "Что ты услышал?". Предложить  закрыть глаза и послушать улицу,    а потом поделиться впечатлениями: один услышит  гудок машины, второй - смех детей, третий - голос птицы, четвертый - дыхание соседа и т.д.      

Игра "Запомни слова" для умения слушать и запоминать (с картинками или мелкими игрушками). На столе под салфеткой лежат предметные картинки или игрушки. Предложить послушать два-три слова-названия, запомнить их, а потом найти на столе соответствующие картинки (или игрушки). 
 

Игра «Что я сделала?». Закрыв глаза, предлагаем определить действия, совершаемые с предметами: переливание воды из одной чашки в другую, разрезание бумаги, постукивание карандаша о чашку и т. д. Одновременно обогащаем лексику глаголами

Игра «Колокольчик». Откуда звук? Далеко-близко, определение направления звука в пространстве.                                                                                    Игра «Слушай и  показывай» - соотнесение количества хлопков с количеством предметов.                                                                                                          Игра «Шумящие коробочки» - развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости. В одинаковые непрозрачные баночки насыпаем продукты различной величины: манная,  гречневая крупа, горох, соль, фасоль, сахарный песок и т.п. Предложить детям сначала внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Потом по очереди встряхивать баночки и просить отгадать, что звучит.

    В этих играх дети учатся различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия,  но и хорошей памяти, внимания, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.   Основная задача - открыть для детей особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то  важном. 

    Большое значение для детей дошкольного возраста имеет слушание музыки, которое еще к тому же решает задачу формирования у ребят эстетического вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры. Поэтому важно, чтобы мы, как можно раньше, открыли детям путь к музыке, которая  поможет развить позитивное отношение к жизни, испытать желание что-то сделать или ощутить умиротворенность, открыв мир, наполненный разными ритмами, звуками, интонациями.

     Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Мы знаем, что человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонациями. В словах, например, «прошу вас» могут звучать искреннее расположение, угроза, мольба, или полное равнодушие. Детей важно научить слушать не только собеседников, но и самих себя; научить выражать сочувствие, радость, огорчение — любые эмоции так, чтобы это было понятно окружающим.

        Чем  больше  звуков слышит ребёнок с самого раннего детства,       чем они разнообразнее, тем больше его способность к контакту с окружающим миром.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Краузе Е.Н. «Логопедия», Санкт-Петербург-Москва, 2006г.

2. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

3. Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребенок. //Дошкольное воспитание. 2003, - № 8.

4. Гризик Т.И. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь. //Дошкольное воспитание. 2005, - № 1.

5.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991.

 

Вход на сайт


ВЫБОРЫ 2018


ДРУЗЬЯ САЙТА


КАДРОВЫЕТЕХНОЛОГИИ


ДРУЗЬЯ САЙТА


Наш Петербург


ГОСУСЛУГИ