КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Рекомендации педагога-психолога Тутаевой Е.Е.
Процесс развития ребенка
протекает не плавно и гладко, а как бы рывками или скачками. В эти моменты
меняется ситуация развития и наступают кризисы. Собственные возможности,
способности и умения детей непрерывно увеличиваются, растут. А родители и
другие члены семьи видят детей с позиции вчерашнего дня, с точки зрения того,
что хотели, умели и любили они раньше, и в соответствии с этим строят свои
отношения с детьми.
По мере взросления ведущая,
определяющая роль взрослого уходит на второй план. Все большее число действий
может быть выполнено ребенком самостоятельно, но взрослым часто кажется, что их
ребенок остается тем же и все так же нуждается в их опеке и помощи. Так в ходе
развития возникают противоречия между новыми возможностями детей и старыми
взаимоотношениями их со взрослыми. Они порождены инертностью восприятия и
мышления, неистребимой верой родителей в то, что они навсегда останутся самыми
нужными для своих детей.
Разрешение этих противоречий происходит в
форме кризисов развития. Их еще называют возрастными или нормативными по той
причине, что избежать их невозможно. В моменты кризисов поведение детей резко
меняется, в нем появляются ранее несвойственные черты: капризность, своеволие,
негативизм, упрямство, строптивость, склонность к бунтарству, ревность,
демонстративное неподчинение требованиям взрослых. Это создает трудности в
общении с ребенком, но в большинстве случаев трудности носят временный
характер. Как только взрослые меняют свое отношение к ребенку, начинают
воспринимать его с точки зрения растущих сегодняшних возможностей,
устанавливают новые требования, предоставляя большую самостоятельность,
негативные формы поведения исчезают.
Особенности
возрастных кризисов
Кризис первого года жизни – выражается в стремлении ребенка к примитивной
физической самостоятельности. Познать свойства и назначение различных вещей –
вот основная задача этого возраста. Действуйте вместе с ребенком, а не вместо
него – вот самый короткий путь к изживанию негативных проявлений кризиса одного
года.
"Кризис трех лет” (наступить может от 2,5 лет до 4 лет) – стремление
самостоятельно, без участия взрослых реализовывать свои устремления,
удовлетворять желания и интересы. Положительный момент этого кризиса –
появление самосознания детей. Родителям стоит лишь проявить уважение к
стремлению ребенка стать самостоятельным, и он постарается сторицей оправдать
все ожидания, стараясь стать истинным помощникам взрослым.
Кризис 6-7 лет (может начаться и в 5,5 лет) – протекает более очевидно и
болезненно. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие
возможности игр. Дети стремятся стать равными взрослым, которые, по их мнению
обладают уникальными бесценными качествами всезнания и всемогущества. Дети
начинают понимать, что собственного опыта им для этого недостаточно, появляется
тяга к научно - теоретическим обобщенным знаниям, накопленным человечеством.
Дети тянутся к новой деятельности и именно в этот период формируется готовность
к школьному обучению. Школьное обучение будет успешным и даст стойкие
положительные результаты, если совпадет по срокам с началом кризиса, то есть
когда на смену игровой мотивации придет глубокая познавательная мотивация. Непререкаемым
авторитетом для ребенка теперь будет тот, кто поможет войти ему в мир научного
знания. Развитие ребенка теперь будет направлено на повышение уровня интеллекта
и возможностей саморегуляции.
|