Вторник
15.10.2024
12:32
Вход на сайт
Поиск
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Баннеры
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ГБДОУ детский сад №14 Василеостровского района
КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Рекомендации педагога-психолога Тутаевой Е.Е.

         Процесс развития ребенка протекает не плавно и гладко, а как бы рывками или скачками. В эти моменты меняется ситуация развития и наступают кризисы. Собственные возможности, способности и умения детей непрерывно увеличиваются, растут. А родители и другие члены семьи видят детей с позиции вчерашнего дня, с точки зрения того, что хотели, умели и любили они раньше, и в соответствии с этим строят свои отношения с детьми.

        По мере взросления ведущая, определяющая роль взрослого уходит на второй план. Все большее число действий может быть выполнено ребенком самостоятельно, но взрослым часто кажется, что их ребенок остается тем же и все так же нуждается в их опеке и помощи. Так в ходе развития возникают противоречия между новыми возможностями детей и старыми взаимоотношениями их со взрослыми. Они порождены инертностью восприятия и мышления, неистребимой верой родителей в то, что они навсегда останутся самыми нужными для своих детей.

      Разрешение этих противоречий происходит в форме кризисов развития. Их еще называют возрастными или нормативными по той причине, что избежать их невозможно. В моменты кризисов поведение детей резко меняется, в нем появляются ранее несвойственные черты: капризность, своеволие, негативизм, упрямство, строптивость, склонность к бунтарству, ревность, демонстративное неподчинение требованиям взрослых. Это создает трудности в общении с ребенком, но в большинстве случаев трудности носят временный характер. Как только взрослые меняют свое отношение к ребенку, начинают воспринимать его с точки зрения растущих сегодняшних возможностей, устанавливают новые требования, предоставляя большую самостоятельность, негативные формы поведения исчезают.


                                     
                    Особенности возрастных кризисов

Кризис первого года жизни – выражается в стремлении ребенка к примитивной физической самостоятельности. Познать свойства и назначение различных вещей – вот основная задача этого возраста. Действуйте вместе с ребенком, а не вместо него – вот самый короткий путь к изживанию негативных проявлений кризиса одного года.

"Кризис трех лет” (наступить может от 2,5 лет до 4 лет) – стремление самостоятельно, без участия взрослых реализовывать свои устремления, удовлетворять желания и интересы. Положительный момент этого кризиса – появление самосознания детей. Родителям стоит лишь проявить уважение к стремлению ребенка стать самостоятельным, и он постарается сторицей оправдать все ожидания, стараясь стать истинным помощникам взрослым.

Кризис 6-7 лет (может начаться и в 5,5 лет) – протекает более очевидно и болезненно. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. Дети стремятся стать равными взрослым, которые, по их мнению обладают уникальными бесценными качествами всезнания и всемогущества. Дети начинают понимать, что собственного опыта им для этого недостаточно, появляется тяга к научно - теоретическим обобщенным знаниям, накопленным человечеством. Дети тянутся к новой деятельности и именно в этот период формируется готовность к школьному обучению. Школьное обучение будет успешным и даст стойкие положительные результаты, если совпадет по срокам с началом кризиса, то есть когда на смену игровой мотивации придет глубокая познавательная мотивация. Непререкаемым авторитетом для ребенка теперь будет тот, кто поможет войти ему в мир научного знания. Развитие ребенка теперь будет направлено на повышение уровня интеллекта и возможностей саморегуляции.