Пятница
04.10.2024
13:48
Вход на сайт
Поиск
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Баннеры
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ГБДОУ детский сад №14 Василеостровского района

 

ПРОВЕДЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ. КОРРЕКЦИЯ РОТАЦИЗМОВ

 

Опыт работы учителя-логопеда Громовой И.В.

 

 

Овладение правильной чистой речью имеет большое значение для ребенка , для формирования  полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, обменивается информацией , выражает свои мысли, чувства, желания.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Произношение звуков -это сложный двигательный навык, который начинает формироваться с младенчества. В норме формирование правильного произношения заканчивается к 5-6 годам.

Одним из условий нормального становления произношения является полноценная работа артикулярного аппарата. Артикуляция связанна с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. В процессе голосообразования участвуют гортань, трахеи, диафрагма, бронхи, легкие, межреберные мышцы. Не все дети могут овладеть фонетической системой языка самостоятельно. (без специального воздействия и помощи взрослых). Дефекты произношения могут быть выраженными в разной степени. В легких случаях возможна помощь воспитателей, самостоятельное участие родителей в процессе становления звуков речи ребенка. В остальных- требуется квалифицированная помощь логопеда.

Совместная деятельность логопеда, воспитателей и родителей является хорошей предпосылкой для формирования правильного звукопроизношения ребенка. Коррекция звукопроизношения проводится поэтапно.

Рассмотрим подготовительный этап работы. Его цель-подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На данном этапе логопедическая работа идет по нескольким направлениям:                                                                

-Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата

-Формирование правильной воздушной струи

-Развитие мелкой моторики рук

-развитие фонематического слуха

-отработка опорных звуков или артикуляционных укладов, для постановки звуков.

Подробнее рассмотрим раздел <<Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.>>

Артикуляционная гимнастика- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности, дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные.

Важными характеристиками арт. движений являются:

их точность, темп выполнения движений, дозировка количества повторений.

Точность движения определяется правильным (заданным) положением речевого органа, его местоположением и формой.

Плавность и легкость- предполагают движение артикуляционных органов без толчков, подергиваний, дрожания.

Движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах, симметрично по отношению к правой и левой стороне лица .

Темп- это скорость движения (может варьироваться в зависимости от успешности овладения тем или иным положениям органа речевого аппарата).

Дозировка количества повторений обязательно должна быть индивидуальной- как для каждого ребенка , так и для данного периода работы с ним .

На начальном этапе рекомендуется проводить гимнастику в течении 2-3 минут постепенно увеличивая количество повторений каждого упражнения. Не следует предлагать детям более 2,3 упражнений. В дальнейшем -к предлагаемым трем упражнениям добавляется 1 или 2 новых.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к сложным. Принципом отбора арт. упражнений служит характер дефекта произношения. Для каждого ребенка логопед составляет индивидуальный  комплекс упражнений.

Опыт работы показал, что наиболее распространенным речевым нарушением у детей являются- ротацизм. Поэтому, наиболее важным для себя считаю изучение коррекции данного нарушения.

 Ротацизм- ( лат.  Rhotacismus, от названия буквы греческого алфавита ro)- расстройство произношения фонем (р) и (рь) которое выражается в искажении этих фонем или их отсутствии в речи, в результате большой сложности артикуляционной работы, в частности языка ( участвуют все мышцы языка)...

Встречаются ротацизмы следующих видов

1. Картавый ротацизм

-язычковый (увулярный). Вибрирует не кончик языка, а  увула (малый язычок )

-нёбный(велярный). Язык участия в артикуляции не принимает. Вибрирует нёбная занавеска.

2. Губной (билабиальный)-звучание среднее между (в) и (у) , без вибрации языка. Активно работают губы.....

-кучерский-. Язык участия в артикуляции не принимает. Активно работают губы.( звучание , как (бр)).

3. Боковой ротацизм.

-Кончик языка и передняя часть спинки языка прижимаются к внутренней поверхности резцов. Боковые края опущены либо с одной , либо  двух сторон. Происходит утечка воздуха через боковые щели.

Данный вид ротацизма во временной речевой группе встречается редко, т.к. в его основе лежат причины органического характера , что несомненно ведет к  искажению не одной а а нескольких звуков

4. Носовой ротацизм.

- Обусловлен неправильной работой мягкого нёба ( оно опущено ) , вследствие чего происходит утечка воздуха через носовую полость.

- Звучание приобретает гнусавый оттенок ( кг). Язык стремится занять положение заднеязычного звука. Данный ротацизм при моей работе во временной речевой группе не встречался.

5. Одноударный ротацизм.

- Вибрации нет. Кончик языка один раз ударяется об  альвеолы

-Наиболее распространённые виды ротацизмов во временной группе увулярный , одноударный и губной . Встречается также параротацизм ( замены звука ''р'' другими звуками), чаще ''л'' , "й" , "ль" , которые превращаются  из физиологической замены в патологическую после 5-6 лет.

При правильной артикуляции звука "р" органы артикуляционного аппарата занимают следующее положение:

-рот приоткрыт

-кончик языка поднят к нёбу (альвеолам) , боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам . средняя часть спинки языка прогибается , принимая форму ложечки , корень языка поднят под напором выдыхаемого воздуха , который проходит посредине языка кончик языка вибрирует у альвеол;

-губы открыты ( принимают положение последующего звука );

-зубы разомкнуты;

-ощущается сильная струя воздуха на ладони , поднесенной ко рту;

-мягкое нёбо поднято;

-голосовые связки вибрируют .

При нарушении иннервации мышц языка, короткой подъязычной связке у детей при произношении звуков "р","рь" встречаются различные искажения данного звука.

Цель моей работы- разработка и использование игровых моментов в проведении артикуляционной гимнастики. (работа над звуком "р" на подготовительном этапе).

Работа с ребенком начинается с логопедического обследования, которое позволяет собрать и выявить следующие данные:

-данные о развитии речи ребенка ;

-общий анамнез ;

-состояние звукопроизношения (определение характера нарушения звука: отсутствие , замену на другие звуки, искажение , дефектную артикуляцию в различных условиях.);

-состояние слуховой функции;

-состояние общей моторики;

-состояние дыхательной и голосовой функции;

-особенности динамической стороны речи;

-состояние фонематического анализа , синтеза, фонематических представлений;

-особенности словарного запаса;

-состояние грамматического строя речи;

-память, мышление.

Анализ результатов логопедического обследования дает возможность определить речевое нарушение и наметить путь его коррекции. В данном случае определить вид ротацизма и подвижность органов артикуляционного аппарата. На основе чего построить работу по артикуляционной гимнастике (общей и укрепляющей определенные мышцы языка)

 Для постановки звука "р" важна как общая артикуляционная гимнастика(упражнения для губ, языка), так и упражнения направленные на установку кончика языка, подготовку его к вибрации.

Работу над артикуляцией целесообразно начинать со сказки о "Весёлом язычке. Дети 5-6 лет, также как и дети младшего возраста слушают её ,повторяют движения по подражанию (на слух или с опорой на зеркальное изображение). Эта сказка эмоционально настраивает детей на занятия, способствует уточнению знаний детей об органах артикуляционного аппарата.

"Рот-домик, губы-двери,

А  кто живёт в этом домике?

В этом домике дружок,

Живёт Весёлый Язычок-

Ох, и шустрый он мальчишка

И немного шалунишка." ( по Новоторцевой И.В.)

Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата. По ходу сказки выполняют простейшие движения языком. Логопед объясняет детям, что разные движения языком (игры) имеют своё название. Перед детьми выставляют домик, с различными картинками - символами. Дети рассматривают и называют картинки ("Заборчик",  " Мостик", " Лошадка".)

2.Логопед показывает детям альбом с картинками-символами. Для разучивания даёт на занятии 2-3 упражнения. Каждая картинка сопровождается чтением стихотворения или загадкой.

Рассмотрим основные арт. упражнения, целью которых является установка кончика языка и подготовка его к вибрации.

3.Перед тем как перейти к  упражнениям непосредственно направленным на установку кончика языка и подготовку его к вибрации , дети разучивают и закрепляют основные арт. упражнения, как статические ( "Птенчики", "Окошечко"),так и динамические (направленные на распластывание языка).

4. Рассмотрим основные арт. Упражнения, целью которых является установка кончика языка и подготовка его к вибрации.

а. Арт. упражнение "Спрячь конфетку" (др. название-"Орешек", " Футбол")

Описание упражнения: Кончик языка упирается во внутреннюю поверхность слизистой щеки, затем перемещается на другую сторону.

Наглядный материал:   предметные картинки, фотографии. Ход работы:

Логопед: "Ребята, послушайте загадку:

Сладенький комочек

Лакомый кусочек.

В рот положишь - тает,

В разноцветных обёртках бывает"

Дети: " Конфеты".

Логопед: показывает картинки с изображением разных конфет  (шоколадных, сосулек и т.п.) Дети описывают, какие конфеты они знают, какая конфета по вкусу,  форме, цвету. Логопед "Сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите, за какую щёку я спрятала "конфетку" ( имитационные движения языком). Дети определяют.

Логопед показывает движения сначала в медленном темпе, затем в убыстрённом темпе. Далее  предлагает ребёнку показать это упражнение и после его выполнения сказать какую конфету он прячет от всех. Например: " Я прячу шоколадную конфету" и т.п. Ребёнок должен выполнить упражнение так, чтобы другие дети видели за какой щекой у него конфета (т.е.язык должен быть напряжённым). Дети выполняют это упражнение, а логопед пытается угадать какая у них конфета ( "очень сладкая, круглая" и т.п., т.е . даёт речевой образец.)

б. Арт. упражнение " Вкусное варенье".

Описание упражнения: Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Наглядный материал: плоскостное изображение героев сказки " Малыш и Карлсон", предметные картинки, фотографии.

Ход работы:

Логопед:" Ребята, угадайте, что за человечек прилетел  к нам в гости. Он мужчина в полном расцвете сил, в меру упитанный, с кнопкой на животе и пропеллером на спине."

Дети:- Карлсон

Логопед достаёт его предметное изображение. " А что больше всего на свете любит Карлсон?"

Дети: Сладости ( перечисляют их)

Логопед:  А с кем дружит Карлсон?...

Вместе с Карлсоном прыгал с крыш

Шалунишка наш......

Дети: Малыш."

Логопед: "Давайте вспомним, когда Карлсон заболел, чем лечил его Малыш.( вареньем)

А каким вареньем лечат нас наши бабушки и мамы когда мы болеем?"

Дети перечисляют названия варенья.

Логопед  даёт речевой образец: варенье из малины- малиновое,

варенье из клубники -клубничное,

варенье из вишни- вишнёвое и т.п.

Дети продолжают по образцу.

Логопед:" Представьте, что мы с вами кушали варенье и оно осталось у нас на губах. Давайте его слижем с губ." Логопед показывает упражнение, дети повторяют. Логопед обращает внимание на то, что язык, которым слизывают варенье, должен быть широким. После выполнения упражнения " Карлсон" угадывает какое варенье "кушал" ребёнок ( и определяет, правильно ли он "слизывал")

Данное упражнение так же, как и "Спрячь конфетку", проводится как часть занятия. В конце занятия дети из предложенных фотографий находят ту, где изображена девочка, выполняющая упражнение " Вкусное варенье".

в. Арт. упражнение "Лошадка".

Описание упражнения: "Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком; цокать медленно и сильно , тянуть подъязычную связку".

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход работы:

Логопед: " На скаку играя гривой,

Скачет быстро он, красиво.

Не догонишь, не дого...

Ишь, как скачет...(и-го-го!)" (В. Степанов)

Логопед:" Кто так говорит?"

Дети:  "Лошади".

Логопед достаёт картинки с изображением лошадок. Дети рассматривают картинки и описывают, какая им понравилась ("рыжая, белая, самая быстрая..." и т.п.)

Логопед:" давайте покажем, как цокают лошадки" (показ артикуляционного упражнения).

" Лошадка поскакала быстро,... медленно..."

Дети выполняют упражнение сопряжённо с логопедом. Затем логопед просит каждого ребёнка выполнить упражнение, а другие дети слушают и комментируют медленно или быстро скакала лошадка.

Далее логопед предлагает игру.

Логопед: " Предложил щенок лошадке

Поиграть с друзьями в прятки.

Говорит ему она:

Я хочу побыть одна." ( Е. Лавреньтева)

Логопед выбирает одного ребёнка " лошадкой", другого- " щенком." "Щенок закрывает глаза  и пытается на слух определить какая " лошадка" скачет (цокает).Затем роли меняются. Логопед следит за правильностью выполнения упражнения. При обучении данному артикуляционному упражнению были использованы как зрительные образы, так и слуховые. В занятии были включены: угадывание загадки, прослушивание стихотворения, игра " Угадай, кто сказал...".

г. Артикуляционные упражнения: " Маляры", " Молоточек".

Описание упражнений.

" Маляры"- открыть рот, широким  языком, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба ( вперёд- назад), по щекам (вверх- вниз).

" Молоточек"- улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося т-т-т".

Наглядный материал: сюжетные картинки, картинки " предмет в действии"

Ход занятия:

Логопед показывает детям картинку " Ну, погоди", где волк и заяц находятся на стройке. " Ребята, посмотрите, куда это попали Заяц и Волк?!"

Дети: " На стройку".

Логопед:" А что хочет сделать Волк?"

Дети: " Поймать зайца, съесть его..."

Логопед :" Давайте помешаем волку догнать зайца, будем его отвлекать..."

Вот бежит Волк за Зайцем, а перед ним

" То не град, то не гром-

Кровельщик на крыше.

Бьёт он громко молотком - вся округа слышит.

Он железом кроет дом,

Чтобы сухо было в нём."

Логопед: " Как кровельщик стучит молотком?"

Дети: " Тук-тук..."

Логопед:" Интересно будет Волку  слушать обычный стук молотка? Думаю, что нет. А вот если наш весёлый язычок постучит как молоток, то Волк удивится.".

Логопед показывает детям упражнения.

Дети повторяют его перед зеркалом, затем  самостоятельно, т.е. с опорой на собственную артикуляцию."

Логопед: " Волк дальше погнался за Зайцем. Вдруг видит: маляр красит стены в доме.

"В новый дом маляр пришёл,

Красит стены, двери, пол...

А наличник на окне

Он доверил красить мне." ( В. Степанов)

 

Логопед показывает арт. упражнение " Маляры". Дети выполняют упражнение.
Логопед: " Молодцы ребята, пока мы показывали Волку как работают наши весёлые язычки, Заяц успел убежать далеко, далеко. Волку осталось лишь прокричать Зайцу вслед..."

 

Дети: " Ну,Заяц,  погоди..."

Выполнение данных артикуляционных упражнений на занятии связано одним сюжетом.Дети с удовольствием переходят от одного упражнения к другому.

д. Арт. упражнение " Грибок".

Описание упражнения: Язык всей массой присасывается к нёбу, при этом подъязычная связка должна быть хорошо натянута. Рот открыт.

Оборудование: зеркало, предметные картинки с изображением грибов.

Ход занятия:

Логопед читает скороговорку

" Шла лисица вдоль тропинки

и несла грибы в корзинке.

Пять опят и пять лисичек.

Для лисят и для лисичек." ( Л. Ульяницкая)

После чтения скороговорки логопед беседует с детьми на тему " какие ещё грибы знают дети". Показывает картинки со съедобными и несъедобными грибами, обращает внимание детей на то, что у гриба есть шляпка и ножка. Показывает артикуляционное упражнение " грибок".

Дети определяют, что язык становится похожим на грибок, " шляпка"- широкий язык, " ножка"-подъязычная связка.

Логопед предлагает выбрать какой гриб понравился ребёнку больше всего (из предметных картинок) и выполнить арт. упражнение " Грибок". Проводится как часть занятия с использованием скороговорки, которую можно выучить с детьми на занятиях по дифференциации звуков  "р"-"л".

При проведении артикуляционной гимнастики также можно использовать следующие игры- упражнения:

1. Логопед предлагает ребёнку картинку с изображением  лабиринтов. На одной стороне листа изображены разноцветные точки, на другой- предметы символы ( грибок, гармошка, лошадка, молоточек,... и.т.д.) Ребёнку предлагается выбрать себе цветную точку и разгадать лабиринт (к какому предмету приведёт его линия от точки).

2.Ребёнку можно предложить каточки символы, на которых стрелками обозначены положения языка( вверх, вниз, в стороны). Ребёнок должен разгадать,  при каких арт. упражнениях, язык занимает положение, направление кот. указывает стрелка.

3.Перед ребёнком разложены карточки. На них : изображение губ ( открытых- закрытых), стрелок, указывающих направление языка, нижней челюсти. Ребёнок должен назвать   и выполнить артикуляционное упражнение, подходящее под данную схему . ( отличие от предыдущего упражнения заключается в более детальном изображении линии лица и губ. В упражнении №2 - используется только схема).

4. Перед ребёнком выкладываются по очереди карточки.  На них- схематичное изображение ротовой полости, языка. Заштрихованная часть языка обозначает: какую часть языка ( кончик, боковые края и т.д.) необходимо поднять при выполн