ПРОВЕДЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ. КОРРЕКЦИЯ РОТАЦИЗМОВ
Опыт работы учителя-логопеда Громовой И.В.
Овладение правильной чистой речью имеет большое значение для ребенка , для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, обменивается информацией , выражает свои мысли, чувства, желания.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Произношение звуков -это сложный двигательный навык, который начинает формироваться с младенчества. В норме формирование правильного произношения заканчивается к 5-6 годам.
Одним из условий нормального становления произношения является полноценная работа артикулярного аппарата. Артикуляция связанна с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. В процессе голосообразования участвуют гортань, трахеи, диафрагма, бронхи, легкие, межреберные мышцы. Не все дети могут овладеть фонетической системой языка самостоятельно. (без специального воздействия и помощи взрослых). Дефекты произношения могут быть выраженными в разной степени. В легких случаях возможна помощь воспитателей, самостоятельное участие родителей в процессе становления звуков речи ребенка. В остальных- требуется квалифицированная помощь логопеда.
Совместная деятельность логопеда, воспитателей и родителей является хорошей предпосылкой для формирования правильного звукопроизношения ребенка. Коррекция звукопроизношения проводится поэтапно.
Рассмотрим подготовительный этап работы. Его цель-подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На данном этапе логопедическая работа идет по нескольким направлениям:
-Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата
-Формирование правильной воздушной струи
-Развитие мелкой моторики рук
-развитие фонематического слуха
-отработка опорных звуков или артикуляционных укладов, для постановки звуков.
Подробнее рассмотрим раздел <<Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.>>
Артикуляционная гимнастика- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности, дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные.
Важными характеристиками арт. движений являются:
их точность, темп выполнения движений, дозировка количества повторений.
Точность движения определяется правильным (заданным) положением речевого органа, его местоположением и формой.
Плавность и легкость- предполагают движение артикуляционных органов без толчков, подергиваний, дрожания.
Движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах, симметрично по отношению к правой и левой стороне лица .
Темп- это скорость движения (может варьироваться в зависимости от успешности овладения тем или иным положениям органа речевого аппарата).
Дозировка количества повторений обязательно должна быть индивидуальной- как для каждого ребенка , так и для данного периода работы с ним .
На начальном этапе рекомендуется проводить гимнастику в течении 2-3 минут постепенно увеличивая количество повторений каждого упражнения. Не следует предлагать детям более 2,3 упражнений. В дальнейшем -к предлагаемым трем упражнениям добавляется 1 или 2 новых.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к сложным. Принципом отбора арт. упражнений служит характер дефекта произношения. Для каждого ребенка логопед составляет индивидуальный комплекс упражнений.
Опыт работы показал, что наиболее распространенным речевым нарушением у детей являются- ротацизм. Поэтому, наиболее важным для себя считаю изучение коррекции данного нарушения.
Ротацизм- ( лат. Rhotacismus, от названия буквы греческого алфавита ro)- расстройство произношения фонем (р) и (рь) которое выражается в искажении этих фонем или их отсутствии в речи, в результате большой сложности артикуляционной работы, в частности языка ( участвуют все мышцы языка)...
Встречаются ротацизмы следующих видов
1. Картавый ротацизм
-язычковый (увулярный). Вибрирует не кончик языка, а увула (малый язычок )
-нёбный(велярный). Язык участия в артикуляции не принимает. Вибрирует нёбная занавеска.
2. Губной (билабиальный)-звучание среднее между (в) и (у) , без вибрации языка. Активно работают губы.....
-кучерский-. Язык участия в артикуляции не принимает. Активно работают губы.( звучание , как (бр)).
3. Боковой ротацизм.
-Кончик языка и передняя часть спинки языка прижимаются к внутренней поверхности резцов. Боковые края опущены либо с одной , либо двух сторон. Происходит утечка воздуха через боковые щели.
Данный вид ротацизма во временной речевой группе встречается редко, т.к. в его основе лежат причины органического характера , что несомненно ведет к искажению не одной а а нескольких звуков
4. Носовой ротацизм.
- Обусловлен неправильной работой мягкого нёба ( оно опущено ) , вследствие чего происходит утечка воздуха через носовую полость.
- Звучание приобретает гнусавый оттенок ( кг). Язык стремится занять положение заднеязычного звука. Данный ротацизм при моей работе во временной речевой группе не встречался.
5. Одноударный ротацизм.
- Вибрации нет. Кончик языка один раз ударяется об альвеолы
-Наиболее распространённые виды ротацизмов во временной группе увулярный , одноударный и губной . Встречается также параротацизм ( замены звука ''р'' другими звуками), чаще ''л'' , "й" , "ль" , которые превращаются из физиологической замены в патологическую после 5-6 лет.
При правильной артикуляции звука "р" органы артикуляционного аппарата занимают следующее положение:
-рот приоткрыт
-кончик языка поднят к нёбу (альвеолам) , боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам . средняя часть спинки языка прогибается , принимая форму ложечки , корень языка поднят под напором выдыхаемого воздуха , который проходит посредине языка кончик языка вибрирует у альвеол;
-губы открыты ( принимают положение последующего звука );
-зубы разомкнуты;
-ощущается сильная струя воздуха на ладони , поднесенной ко рту;
-мягкое нёбо поднято;
-голосовые связки вибрируют .
При нарушении иннервации мышц языка, короткой подъязычной связке у детей при произношении звуков "р","рь" встречаются различные искажения данного звука.
Цель моей работы- разработка и использование игровых моментов в проведении артикуляционной гимнастики. (работа над звуком "р" на подготовительном этапе).
Работа с ребенком начинается с логопедического обследования, которое позволяет собрать и выявить следующие данные:
-данные о развитии речи ребенка ;
-общий анамнез ;
-состояние звукопроизношения (определение характера нарушения звука: отсутствие , замену на другие звуки, искажение , дефектную артикуляцию в различных условиях.);
-состояние слуховой функции;
-состояние общей моторики;
-состояние дыхательной и голосовой функции;
-особенности динамической стороны речи;
-состояние фонематического анализа , синтеза, фонематических представлений;
-особенности словарного запаса;
-состояние грамматического строя речи;
-память, мышление.
Анализ результатов логопедического обследования дает возможность определить речевое нарушение и наметить путь его коррекции. В данном случае определить вид ротацизма и подвижность органов артикуляционного аппарата. На основе чего построить работу по артикуляционной гимнастике (общей и укрепляющей определенные мышцы языка)
Для постановки звука "р" важна как общая артикуляционная гимнастика(упражнения для губ, языка), так и упражнения направленные на установку кончика языка, подготовку его к вибрации.
Работу над артикуляцией целесообразно начинать со сказки о "Весёлом язычке. Дети 5-6 лет, также как и дети младшего возраста слушают её ,повторяют движения по подражанию (на слух или с опорой на зеркальное изображение). Эта сказка эмоционально настраивает детей на занятия, способствует уточнению знаний детей об органах артикуляционного аппарата.
"Рот-домик, губы-двери,
А кто живёт в этом домике?
В этом домике дружок,
Живёт Весёлый Язычок-
Ох, и шустрый он мальчишка
И немного шалунишка." ( по Новоторцевой И.В.)
Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата. По ходу сказки выполняют простейшие движения языком. Логопед объясняет детям, что разные движения языком (игры) имеют своё название. Перед детьми выставляют домик, с различными картинками - символами. Дети рассматривают и называют картинки ("Заборчик", " Мостик", " Лошадка".)
2.Логопед показывает детям альбом с картинками-символами. Для разучивания даёт на занятии 2-3 упражнения. Каждая картинка сопровождается чтением стихотворения или загадкой.
Рассмотрим основные арт. упражнения, целью которых является установка кончика языка и подготовка его к вибрации.
3.Перед тем как перейти к упражнениям непосредственно направленным на установку кончика языка и подготовку его к вибрации , дети разучивают и закрепляют основные арт. упражнения, как статические ( "Птенчики", "Окошечко"),так и динамические (направленные на распластывание языка).
4. Рассмотрим основные арт. Упражнения, целью которых является установка кончика языка и подготовка его к вибрации.
а. Арт. упражнение "Спрячь конфетку" (др. название-"Орешек", " Футбол")
Описание упражнения: Кончик языка упирается во внутреннюю поверхность слизистой щеки, затем перемещается на другую сторону.
Наглядный материал: предметные картинки, фотографии. Ход работы:
Логопед: "Ребята, послушайте загадку:
Сладенький комочек
Лакомый кусочек.
В рот положишь - тает,
В разноцветных обёртках бывает"
Дети: " Конфеты".
Логопед: показывает картинки с изображением разных конфет (шоколадных, сосулек и т.п.) Дети описывают, какие конфеты они знают, какая конфета по вкусу, форме, цвету. Логопед "Сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите, за какую щёку я спрятала "конфетку" ( имитационные движения языком). Дети определяют.
Логопед показывает движения сначала в медленном темпе, затем в убыстрённом темпе. Далее предлагает ребёнку показать это упражнение и после его выполнения сказать какую конфету он прячет от всех. Например: " Я прячу шоколадную конфету" и т.п. Ребёнок должен выполнить упражнение так, чтобы другие дети видели за какой щекой у него конфета (т.е.язык должен быть напряжённым). Дети выполняют это упражнение, а логопед пытается угадать какая у них конфета ( "очень сладкая, круглая" и т.п., т.е . даёт речевой образец.)
б. Арт. упражнение " Вкусное варенье".
Описание упражнения: Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Наглядный материал: плоскостное изображение героев сказки " Малыш и Карлсон", предметные картинки, фотографии.
Ход работы:
Логопед:" Ребята, угадайте, что за человечек прилетел к нам в гости. Он мужчина в полном расцвете сил, в меру упитанный, с кнопкой на животе и пропеллером на спине."
Дети:- Карлсон
Логопед достаёт его предметное изображение. " А что больше всего на свете любит Карлсон?"
Дети: Сладости ( перечисляют их)
Логопед: А с кем дружит Карлсон?...
Вместе с Карлсоном прыгал с крыш
Шалунишка наш......
Дети: Малыш."
Логопед: "Давайте вспомним, когда Карлсон заболел, чем лечил его Малыш.( вареньем)
А каким вареньем лечат нас наши бабушки и мамы когда мы болеем?"
Дети перечисляют названия варенья.
Логопед даёт речевой образец: варенье из малины- малиновое,
варенье из клубники -клубничное,
варенье из вишни- вишнёвое и т.п.
Дети продолжают по образцу.
Логопед:" Представьте, что мы с вами кушали варенье и оно осталось у нас на губах. Давайте его слижем с губ." Логопед показывает упражнение, дети повторяют. Логопед обращает внимание на то, что язык, которым слизывают варенье, должен быть широким. После выполнения упражнения " Карлсон" угадывает какое варенье "кушал" ребёнок ( и определяет, правильно ли он "слизывал")
Данное упражнение так же, как и "Спрячь конфетку", проводится как часть занятия. В конце занятия дети из предложенных фотографий находят ту, где изображена девочка, выполняющая упражнение " Вкусное варенье".
в. Арт. упражнение "Лошадка".
Описание упражнения: "Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком; цокать медленно и сильно , тянуть подъязычную связку".
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход работы:
Логопед: " На скаку играя гривой,
Скачет быстро он, красиво.
Не догонишь, не дого...
Ишь, как скачет...(и-го-го!)" (В. Степанов)
Логопед:" Кто так говорит?"
Дети: "Лошади".
Логопед достаёт картинки с изображением лошадок. Дети рассматривают картинки и описывают, какая им понравилась ("рыжая, белая, самая быстрая..." и т.п.)
Логопед:" давайте покажем, как цокают лошадки" (показ артикуляционного упражнения).
" Лошадка поскакала быстро,... медленно..."
Дети выполняют упражнение сопряжённо с логопедом. Затем логопед просит каждого ребёнка выполнить упражнение, а другие дети слушают и комментируют медленно или быстро скакала лошадка.
Далее логопед предлагает игру.
Логопед: " Предложил щенок лошадке
Поиграть с друзьями в прятки.
Говорит ему она:
Я хочу побыть одна." ( Е. Лавреньтева)
Логопед выбирает одного ребёнка " лошадкой", другого- " щенком." "Щенок закрывает глаза и пытается на слух определить какая " лошадка" скачет (цокает).Затем роли меняются. Логопед следит за правильностью выполнения упражнения. При обучении данному артикуляционному упражнению были использованы как зрительные образы, так и слуховые. В занятии были включены: угадывание загадки, прослушивание стихотворения, игра " Угадай, кто сказал...".
г. Артикуляционные упражнения: " Маляры", " Молоточек".
Описание упражнений.
" Маляры"- открыть рот, широким языком, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба ( вперёд- назад), по щекам (вверх- вниз).
" Молоточек"- улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося т-т-т".
Наглядный материал: сюжетные картинки, картинки " предмет в действии"
Ход занятия:
Логопед показывает детям картинку " Ну, погоди", где волк и заяц находятся на стройке. " Ребята, посмотрите, куда это попали Заяц и Волк?!"
Дети: " На стройку".
Логопед:" А что хочет сделать Волк?"
Дети: " Поймать зайца, съесть его..."
Логопед :" Давайте помешаем волку догнать зайца, будем его отвлекать..."
Вот бежит Волк за Зайцем, а перед ним
" То не град, то не гром-
Кровельщик на крыше.
Бьёт он громко молотком - вся округа слышит.
Он железом кроет дом,
Чтобы сухо было в нём."
Логопед: " Как кровельщик стучит молотком?"
Дети: " Тук-тук..."
Логопед:" Интересно будет Волку слушать обычный стук молотка? Думаю, что нет. А вот если наш весёлый язычок постучит как молоток, то Волк удивится.".
Логопед показывает детям упражнения.
Дети повторяют его перед зеркалом, затем самостоятельно, т.е. с опорой на собственную артикуляцию."
Логопед: " Волк дальше погнался за Зайцем. Вдруг видит: маляр красит стены в доме.
"В новый дом маляр пришёл,
Красит стены, двери, пол...
А наличник на окне
Он доверил красить мне." ( В. Степанов)
Логопед показывает арт. упражнение " Маляры". Дети выполняют упражнение.
Логопед: " Молодцы ребята, пока мы показывали Волку как работают наши весёлые язычки, Заяц успел убежать далеко, далеко. Волку осталось лишь прокричать Зайцу вслед..."
Дети: " Ну,Заяц, погоди..."
Выполнение данных артикуляционных упражнений на занятии связано одним сюжетом.Дети с удовольствием переходят от одного упражнения к другому.
д. Арт. упражнение " Грибок".
Описание упражнения: Язык всей массой присасывается к нёбу, при этом подъязычная связка должна быть хорошо натянута. Рот открыт.
Оборудование: зеркало, предметные картинки с изображением грибов.
Ход занятия:
Логопед читает скороговорку
" Шла лисица вдоль тропинки
и несла грибы в корзинке.
Пять опят и пять лисичек.
Для лисят и для лисичек." ( Л. Ульяницкая)
После чтения скороговорки логопед беседует с детьми на тему " какие ещё грибы знают дети". Показывает картинки со съедобными и несъедобными грибами, обращает внимание детей на то, что у гриба есть шляпка и ножка. Показывает артикуляционное упражнение " грибок".
Дети определяют, что язык становится похожим на грибок, " шляпка"- широкий язык, " ножка"-подъязычная связка.
Логопед предлагает выбрать какой гриб понравился ребёнку больше всего (из предметных картинок) и выполнить арт. упражнение " Грибок". Проводится как часть занятия с использованием скороговорки, которую можно выучить с детьми на занятиях по дифференциации звуков "р"-"л".
При проведении артикуляционной гимнастики также можно использовать следующие игры- упражнения:
1. Логопед предлагает ребёнку картинку с изображением лабиринтов. На одной стороне листа изображены разноцветные точки, на другой- предметы символы ( грибок, гармошка, лошадка, молоточек,... и.т.д.) Ребёнку предлагается выбрать себе цветную точку и разгадать лабиринт (к какому предмету приведёт его линия от точки).
2.Ребёнку можно предложить каточки символы, на которых стрелками обозначены положения языка( вверх, вниз, в стороны). Ребёнок должен разгадать, при каких арт. упражнениях, язык занимает положение, направление кот. указывает стрелка.
3.Перед ребёнком разложены карточки. На них : изображение губ ( открытых- закрытых), стрелок, указывающих направление языка, нижней челюсти. Ребёнок должен назвать и выполнить артикуляционное упражнение, подходящее под данную схему . ( отличие от предыдущего упражнения заключается в более детальном изображении линии лица и губ. В упражнении №2 - используется только схема).
4. Перед ребёнком выкладываются по очереди карточки. На них- схематичное изображение ротовой полости, языка. Заштрихованная часть языка обозначает: какую часть языка ( кончик, боковые края и т.д.) необходимо поднять при выполн
|