РАЗВИТИЕ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника поможет подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал без нервного напряжения.ЗАДАЧИ:· Развивать речь, обогащать словарный запас детей.· Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые стихи. загадки. сказки по мнемотаблицам .· Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.· Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.· Развивать у детей умение решать изобретательские задачи сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.· Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам,стихам.Особенность методики – применение не изображения предметов, асимволов. Данная методика значительно облегчает детям поиск изапоминание слов. Символы максимально приближены к речевомуматериалу.Рассмотрим действие мнемотаблицы на примере, как это происходит. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или сказка зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.Стихотворения очень нравятся детям. Они любят их слушать и рассказывать, но у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь взрослым приходят мнемотаблицы. В мнемотаблице схематически возможно отобразить явления природы, некоторые действия и признаки предмета, персонажей и т. д. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.Этапы работы над стихотворением:1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.3. Вопросы по содержанию стихотворения.4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.Приведу пример по темам:»Осень»,»Зима»,»Весна»,»Лето».