Мнемотехника – это система
методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и
воспроизведение информации.
Мнемотехника
поможет подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал без
нервного напряжения.
ЗАДАЧИ:
·
Развивать речь,
обогащать словарный запас детей.
·
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью
заместителей понимать и рассказывать знакомые стихи. загадки. сказки по
мнемотаблицам .
·
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение,
память.
·
Развивать у детей умственную активность, сообразительность,
наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
·
Развивать у детей умение решать изобретательские задачи сказочного,
игрового, экологического, этического характера и др.
·
Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам,стихам.
Особенность методики – применение не изображения предметов,
а
символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и
запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому
материалу.
Рассмотрим
действие мнемотаблицы на примере, как это происходит. Суть заключается в том,
что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка
(изображение); таким образом, все стихотворение или сказка зарисовывается
схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение,
воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает
готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается
в процесс создания своей схемы.
Стихотворения
очень нравятся детям. Они любят их слушать и рассказывать, но у некоторых детей
заучивание стихов вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к
заучиванию стихов, на помощь взрослым приходят мнемотаблицы. В мнемотаблице
схематически возможно отобразить явления природы, некоторые действия и признаки
предмета, персонажей и т. д. Использование мнемотаблиц при разучивании
стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в
игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При
этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные
анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу
с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения.
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для
ребенка форме.
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения
и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на
мнемотаблицу.
Приведу пример по
темам:»Осень»,»Зима»,»Весна»,»Лето».