Воскресенье
08.12.2024
06:07
Вход на сайт
Поиск
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Баннеры
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ГБДОУ детский сад №14 Василеостровского района

ТАРАСОВА

ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ

Как научить ребёнка дошкольного возраста включаться в процесс мышления

Детская деятельность наполнена проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска и экспериментирования, ситуациями практического исследования.

По мнению исследователей (Ж. Пиаже, Г. Дональдсон и др.) познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов), классификации предметов, количества и соотношения. Ребенок постепенно переходит от указания к фактам, к утверждениям, основываясь уже на своем личном опыте. Следует признать разработку и популяризацию развивающих игр Б.П. Никитина,  логико-математических игр А.А. Столяра. Особо значимы и признаны развивающие игры с использованием логических блоков З.Дьенеша и цветных счетных палочек Х.Кюизенера, как основным дидактическим средством для развития мышления дошкольника. Этих авторов новых идей, помимо эффективного воздействия  на познавательную и личностную сферы ребёнка, интересовала возможность с их помощью отойти от стереотипов в развитии и обучении, активизировать практическую и умственную деятельность дошкольников. А главное, играя, ребенок на практике проявляет навыки и логико-математических проявлений, а именно с упорядоченной и ориентированной последовательностью.

В современном мире – мире технологий дети хорошо воспринимают игры компьютерные. Мы попытались включить в игру-занятие самодельные «ноутбуки», которые дети смастерили сами. И любое занятие по формированию элементарных математических представлений проводилось с использованием «ноутбука». Начиная любую организованную деятельность со слов - приготовьте свои «ноутбуки», мы добились существенных результатов в умении ребенка включаться в мыслительный процесс, что и являлось нашей главной задачей. Вместе с тем решались и другие, не менее значимые задачи коммуникативных навыков у детей старшего и подготовительного возраста:

- Развивать пространственное восприятие, умение ориентироваться;

- Упражнять в различении количественного и порядкового счета, озвучивая свои рассуждения;

- Упражнять в сравнении предметов, их соотношении и упорядоченности;

- Развивать навыки работы по клеточкам;

- Формирование навыков общения с другими детьми, занятыми общей самостоятельной деятельностью.

и другие.

Помимо рекомендованных развивающих игр, можно включать виды деятельности различной направленности. Например на «кнопках» ноутбука ( квадратики из бумаги) мы вместе придумали знаковые элементы (по методу  М.Монтессори), где учтены рекомендации и В.П. Новиковой (особенно детям нравились упражнения из 8 треугольников), кнопка – работа  со счетными палочками, кнопка – диктант по клеточкам, кнопка – работа в тетради, кнопка – Игра,  кнопка – физкультминутка, кнопки со смайликами – где выражены эмоции воспитателя ( доволен, огорчен и т.д.) и др. Используя такой метод, воспитатель может сам придумывать виды деятельности и обозначать их «значками» на «кнопке».

Мы добились ожидаемых результатов в умении детей включаться в мыслительный процесс, а главное делать это с интересом и с удовольствием!

Литература:

С.Ю. Кондратьева. Познаем математику в игре. Учебно-методическое пособие. ЦДК проф. Баряевой, 2015г.

З.А. Михайлова, Е.А. Носова. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. Детство-Пресс, 2016г

Н.С. Голицина. Конспекты комплексно-тематических занятий. Интегрированный подход. Москва, «Скрипторий 2003», 2017г.