Вторник
23.04.2024
19:13
Вход на сайт
Поиск
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Баннеры
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ГБДОУ детский сад №14 Василеостровского района

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВОЙ СЛУХ У ДЕТЕЙ

Рекомендации учителя-логопеда ГБДОУ №14 Василеостровского района Санкт-Петербурга

ШУЛЕКИНОЙ Людмилы Евгеньевны

 

Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети лучше воспринимают и различают окончания слов, предлоги, приставки в однокоренных словах и т.д.

Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Учитывая вышесказанное, предлагаю вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха, в которые вы можете поиграть со своим ребенком дома и даже на улице.

ЦЕПОЧКА СЛОВ

Взрослый называет слово, ребенок определяет в нем последний звук и называет свое слово, начинающееся с этого звука. Например: акула-ананас-санки-игла…

НАЙДИ ОБЩИЙ ЗВУК

Взрослый называет слова и предлагает ребенку сказать, какой общий звук встречается во всех этих словах и где он слышится (в начале, в середине или в конце). Например: комар, повар, загар, пожар, омар, сахар…

КТО БОЛЬШЕ

Посоревнуйтесь с ребенком, кто больше придумает слов на заданный первый или последний звук. Используйте какие-то фишки, и затем, по их количеству выдается приз победителю.

КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ

Игра с мячом. Взрослый начинает слово и бросает мяч ребенку. Ребенок должен закончить слово определенным звуком. Бросая мяч, ребенок произносит слово, которое получилось. Например:

Мама: до…

Ребенок: дорога

Мама: са…

Ребенок: санки

СОБЕРИ СЛОВО

Взрослый просит ребенка собрать спрятанное слово, которое получится изка первых звуков данных слов. Например:

Хобот, осы, рак – хор

Шишка, утка, мак – шум

Ракета, аист, колобок – рак

 

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук О:

А У О И Ы А А Ы У У О О

НА КО ДЫ ШИ НИ ТО ЛО СЫ ВО

СОК ДЫМ ЛАК МОЛ ПАРК ОКНО

 

НАЗОВИ СВОЕ СЛОВО

Взрослый называет слово, начинающееся с твердого согласного звука и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и называет слово, которое начинается с этого мягкого согласного. Например:

Мама: кот

Ребенок: кит

Мама: танк

Ребенок: тень

Затем можно поменяться местами. Взрослый начинает игру с мягкого согласного, а ребенок продолжает с твердого.

 

ПРИДУМАЙ СЛОВО

Взрослый называет любое слово, а ребенок придумывает слово, которое звучит похоже. Например:

РАК-БАК

ДЫМ-ДОМ

БИДОН-ЛИМОН

 

ОТГАДАЙ СЛОВО

Взрослый предлагает ребенку отгадать слово по первому и последнему звуку.

Обязательно надо подсказать, что оно обозначает (это овощ, или игрушка, или мебель, или животное…). Например: Это инструмент. Первый звук «М», последний «К». Ответ: МОЛОТОК.

 

НАЙДИ САМОЕ ДЛИННОЕ СЛОВО

Например:

Дом, шкаф, самокат, сыр

Каша, ложка, гном, велосипед

Так же можно попросить найти самое короткое слово.