Вторник
23.04.2024
10:10
Вход на сайт
Поиск
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Баннеры
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ГБДОУ детский сад №14 Василеостровского района

Матвеева Светлана Юрьевна

РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР

           В развитии речи дошкольников с ОНР дидактические игры играют важную роль. Дидактическая игра является наиболее приемлемой формой обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и одновременно это – основной вид деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр в том, что это игры обучающие. Созданные взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игра не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия. Ребёнок познаёт окружающий мир, усваивает нужные знания, умения и навыки не в форме урока, а играя. Это очень важно для дошкольников с ОНР, у которых снижена познавательная активность и не сформировано произвольное внимание. Ребёнку не нужно ничего механически заучивать. Играя, ребёнок будет усваивать программный материал, развивать внимание, память, логическое мышление и при этом получать удовольствие от процесса познания. С учётом структуры дефекта детей с ОНР, развитие высших психических функций очень важно для них. В игре ребёнок становится активным участником процесса обучения. Он сам пытается рассуждать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

        Дидактические игры, направленные на развитие речи детей с ОНР, должны основываться  на следующих принципах: дидактическая игра должна опираться на программный материал; назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов должны быть понятны детям; условия игры, количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс. Требования у дидактическим играм: каждая игра должна быть стимулом для умственного развития детей;  в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия; дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью. Для речевого развития детей чаще используют следующие виды игр: игры с предметами (игрушки, реальные предметы и т.д.); настольно-печатные игры (парные картинки, домино и т.д.); словесные игры. В ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи: пополняется словарь, формируется правильное произношение, развивается фонематический слух, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

          Понятие «игровые  технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, психотехнические и др. Целью игровых технологий является решение ряда задач: дидактических, развивающих, воспитывающих, социализирующих. Главными педагогическими задачами при работе с детьми с ОНР являются следующие: развитие мелкой моторики, развитие координационных способностей; совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений, формирование фонематического слуха, развитие устной речи; формирование чёткости артикуляции.

          В систему коррекционной работы с детьми с ОНР следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей. Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуют звукопроизношение, увеличивают словарный запас, развивают связную речь. дети учатся фиксировать своё внимание на правильной речи (своей и собеседника). Подвижные игры призваны укреплять физическое здоровье детей с ОНР. Оречевлённые подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движения с речью. Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы, фантазии. Игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры должны проходить под руководством педагога, должны быть тщательно продуманы. Детям с речевой патологией предлагаются игры на развитие общей и мелкой моторики, оречевлённые, имеющие сюжетную линию. Для детей с ОНР немалую сложность представляют движения пальцев рук, мелкая моторики кисти рук. Дидактические игры дают возможность сочетать развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, конструирование из мелких деталей, мозаики) с различными речевыми заданиями повышают эффективность коррекционного воздействия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Дети с ОНР могут иметь неречевые недостатки, в том числе и недоразвитие внимания, словесно-логического мышления. Улучшить состояние внимания, памяти, мышления помогут правильно подобранные дидактические игры. Для детей с ОНР игровая деятельность сохраняет своё значение, как условие развития интеллекта, речи, психических процессов, эмоциональной устойчивости. Особая роль в коррекции этих процессов отводится театральным играм. Участвуя в них, дети познают мир, познают себя в этом мире. Исходя из особенностей развития этих детей, все театральные игры строятся на материале сказок. В театрализованной деятельности дети учатся внимательно слушать речь других и свою собственную (развивается слуховое внимание), если используется музыкальное сопровождение, дети подстраиваются под ритм, тема (развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи), развивается координированность движений, обогащается словарный запас. Театрализованные и сюжетно-ролевые игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения дошкольников: учить играя.

          Игра как ведущая деятельность детей отличается рядом особенностей. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребёнка формой активного творческого отражения окружающей его жизни. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность имеет общественный характер. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые  включается речь. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребёнок эмоционально отзывается на неё, он оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию познавательных и нравственных сил.

           В развёрнутой форме игра – это коллективная деятельность, в которой дети осваивают социальный опыт человеческих отношений. Усвоение этого опыта происходит через развитие у них самостоятельности, активности, инициативы, организаторских навыков. Использование игры в педагогических целях лишь усиливает социальный аспект данной деятельности.

          Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию его лучших качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Игровые технологии в этом процессе играют важнейшую роль.