Вторник
23.04.2024
10:41
Вход на сайт
Поиск
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Баннеры
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
ГБДОУ детский сад №14 Василеостровского района

Выборнова

Виктория Владимировна,

учитель-логопед Высшей квалификационной категории

Игры для развития мышления и

связной речи в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, познавательное развитие- это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов: восприятия. Мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность прогнозировать будущие изменения. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовке к школе и ко всей будущей жизни.

Но и само умственное развитие -сложный процесс, включающее в себя познавательное развитие, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие мышления. Мышление- это процесс познания действительности с помощью различных психических процессов.

Слово логика происходит от древнегреческого logos , что значит мысль, слово, разум. В современном мире логикой называют науку о правилах которым подчиняется процесс мышления.

Правила эти сложны , их много, поэтому осваивать их нужно постепенно. Особенно тяжело логические задания даются детям с общим недоразвитием речи, т. к. речь и мышление тесно связаны между собой.

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии малыша ,тем быстрее осуществиться плавный переход от конкретного мышления к абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников как при норме развития так и в условиях патологии.

Все задания на развитие мышления являются многофункциональными и задействуют внимание, память и иногда воображение ребенка.

Задачи на сериацию. Название логической операции «сериация» происходит от слова серия. Она предполагает выстраивание строгих, логических рядов – серий. Сериация лежит в основе построения и использования различных логических закономерностей (арифметическая, геометрическая последовательность и др.) шкал различных приборов.

Задачи на поиск закономерностей в расположении фигур. Это группа задач очень похожа на предыдущую, но в них требуется найти закономерность в расположении не простого логического ряда, а четырёх или девяти фигур, расположенных также в определённой последовательности.

Задачи на объёмно-пространственные мышления. Данный раздел включает в себя разнообразные задачи. Это и мысленное разворачивание листа бумаги с надрезом, и изображение с верху, с лева и справа видов объёмных тел, работа с планом помещения, работа с играми Никитина Б., а также мысленное составление разрезанных кубиков.

Задачи на классификацию в ряду приёмов логического мышления занимают одно из центральных мест. В комплекте задач, посвящённых её развитию, представлены традиционные задания, такие как «четвёртый лишний», «исключи лишнее», а также задачи на исправление ошибок классифицирования.

Выполнять задачи на классификацию невозможно, пока у ребёнка не сформированы процессы обобщения, анализа и синтеза.

Задачи на сравнение можно использовать, начиная с самого раннего возраста. Они базируются на восприятии ребенка, развивают внимание, воспитывают усидчивость.

Система «мозг – глас - рука» едина. Задания на  развитие мелкой моторики не просто важны для будущего школьного обучения, это необходимо для развития детской речи и детского интеллекта в целом.

 Дошкольникам с ОНР задания на развитие словесно-логического мышления помогают пополнять активный словарь и повысить точность и логичность высказываний.

Использование данных упражнений на этапе автоматизации правильного произношения повышает самоконтроль и способствует более быстрому переходу от скорректированной логопедом отраженной речи к её самостоятельным формам.

Таким образом к семи годам ребенок с общим недоразвитием речи учится:

-выполнять элементарные логические операции: классификация, сериация, соотношение «часть-целое»;

-объединять предметы на основе общих понятий (мебель, посуда, транспорт);

-владеть обобщенными способами деятельности и благодаря этому может создавать оригинальные рисунки, конструкции, поделки;

- находить варианты решений задач открытого типа (в конструировании, в играх);

-использовать символические средства для познания окружающего мира (моделирование, чтение карт, схем, планов и др.); может использовать их и как средство запоминания;

- планировать свои действия и регулировать процесс их выполнения;

-в рассуждениях учитывать позицию другого ребенка, взрослого (децентрация);

-проявлять разнообразные познавательные интересы, хочет узнать как устроен мир живой и неживой природы; может самостоятельно экспериментировать с новыми для него материалами, устанавливать причинно-следственные связи;

- элементарным представлениям об истории и природных условиях жизни родной страны и родного города;

-проявлять разумность поведения дома, в детском саду, на улице.

Задача педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, не просто научить детей всему вышеперечисленному, но и сделать этот процесс интересным и увлекательным.

Примеры дидактических игр и упражнений на развитие мышления и связной речи>>